Статьи

Как эффективно снижать объем неликвидных запасов

Аналитика для ритейла
Максим Минин, консультант InfoVizion
Работа с неликвидами – одна из ключевых задач категорийного менеджера и коммерческого отдела в целом.

Под неликвидными запасами в ритейле понимаются в первую очередь такие товары:

  • товары, которые не пользуются спросом у покупателей по разным причинам
  • товары, которые «нормально» продаются, приносят прибыль, но магазины ими «перетарены»
  • товары бракованные, некондиционные, просроченные — в общем, утратившие потребительские свойства.

Очевидно, что первый шаг в задаче по уменьшению таких запасов в торговой сети — это выявить конкретные неликвидные позиции на остатках — товары с длительной оборачиваемостью в каждом отдельном магазине + товары без продаж.

Сколько нужно седых волос аналитика в год, замученных таблиц Excel времени категорийному менеджеру или коммерческому директору, чтобы получить список таких проблемных товаров? Вопрос открытый.


В системе бизнес-аналитики InfoVizion анализ занимает несколько секунд

  1. Открываем страницу Остатки. Здесь уже автоматически системой найдены и классифицированы неликвиды в зависимости от оборачиваемости и отсутствия продаж:

2. Выбираем, например, товары без продаж от 90 дней и более (при этом они непрерывно лежат на остатке). Можем посмотреть в каких категориях, магазинах больше всего «заморожено» средств в этих запасах:

3. Получить список конкретных номенклатур в магазине — нажимаем на «Номенклатура» и получаем такую детальную таблицу:

Всего 3 нажатия мышью — получен актуальный список «мертвых» запасов, товаров без движения. Ещё 3 «клика» — список неликвидов, которые продаются, но с оборачиваемостью, например, свыше года:

Что дальше? Во-первых, мы будем избавляться от этой массы товаров:

  • сначала выявим и «пофиксим» виртуальные остатки в магазинах
  • далее по каким-то товарам запустим распродажу, произведем уценку
  • возможно, часть товаров сможем вернуть поставщику
  • часть — переместим в другой магазин. Ведь в других магазинах эти неликвиды могут нормально продаваться:
Во-вторых, важно выявить причины появления неликвидов и научиться эти причины контролировать.

Без «Коммерческой аналитики InfoVizion» это сделать непросто, ведь эти задачи еще менее тривиальны:

  • Оптимизация ассортиментной матрицы — нужен быстрый анализ матрицы, своевременная ротация, а в каких-то группах, возможно, требуется сузить количество SKU и т. д. В приложении InfoVizion присутствует модуль, который так и называется — «Матрица», но об этом напишем в другой статье.
  • Правильное планирование и оценка эффекта в промо. Излишки товаров на выходе из промо – одна из причин появления неликвидов. В приложении можно видеть ситуации, когда промо генерирует нам излишки товарных запасов и нужно продлевать промо.
  • Выявление позиций, на которые упал спрос и поиск причин.
  • Анализ и корректировка настроек автозаказа.
  • Эффективная работа с поставщиками. Это не только про возврат поставщику — например, можно договориться с поставщиком о скидке на тот объём товаров, который попадает в группы неликвидов.
Но переговоры с поставщиком результативны тогда, когда они аргументированы. Собрать аргументы в виде цифр в учетной системе — непростая и длительная задача. А в системе бизнес-анализа InfoVizion ключевые показатели поставщика собираются автоматически в виде «Паспорта поставщика»:
Если вы хотите узнать подробнее, как с аналитикой выявлять неликвиды, сокращать OOS и находить причины невыполнения плана продаж, – запишитесь на демо-презентацию по ссылке.
Ну и, конечно, система аналитики InfoVizion позволяет увидеть результаты использования системы и в целом динамику «борьбы» с неликвидными запасами в компании.

Вот пример одной из торговых сетей — динамика количества остатков товаров с оборачиваемостью свыше года (по сопоставимым магазинам):

С системой InfoVizion компания получила быстрый доступ к данным и смогла настроить системную работу в этом направлении. В результате удалось добиться снижения неликвидных остатков до 25%. Высвобождено несколько десятков миллионов оборотных средств.

Узнать более подробно об инструментах и системах InfoVizion или получить консультацию эксперта, можно на официальном сайте. Чтобы получить доступ к последним отраслевым кейсам, новостям и технологичным решениям, вступайте в телеграм-канал.